История создания визиток
Часть 1
Вы когда-нибудь задумывались о визитках? Надеюсь, что нет, потому что визитка – это вовсе не такая важная вещь, чтобы думать о ней. Визитку надо иметь! Это уже давным-давно не загадочная изящная карточка для истинных леди и джентльменов, со своим замороченным этикетом, визитка – это необходимый атрибут делового или просто социально интегрированного человека, без которого неудобно работать или общаться. В зависимости от выполняемой функции визитка может быть личной, презентативной или деловой. Личная визитка сообщает имя и контактный телефон владельца. Презентативная - название, логотип и род занятий компании плюс ее адрес, телефон, сайт. Деловая же визитка содержит имя, должность, контакты сотрудника фирмы или учреждения. Как бы ни была широка сфера использования визиток, именно в мире делового общения они наиболее распространены, привычны и уместны. В большинстве случаев деловые визитки стараются делать скромными, корректными, содержащими лишь самую необходимую информацию. Согласно демократичному этикету современности, исключение могут составлять визитки творческих работников, или же сотрудников фирм, работающих в сфере развлечений, дизайна, шоу-бизнеса. Преступать границы весьма условного «приличия», а иногда даже и хорошего вкуса могут рекламные карточки (подвид презентативных визиток), представляющие фирму - они часто бывают яркими, заметными, даже эпатирующими, содержащими привлекающий внимание рекламный текст. Довольно популярны и эффективны рекламные карточки юмористического характера.
История
Впервые, если верить историкам, они появились в Китае примерно в III веке. Китайским чиновникам специальным указом вменялось в обязанность иметь визитные карточки на красной официальной бумаге. Эти карточки могли поучить многих наших современников сдержанности и эстетичности в оформлении. Никаких лишних и неуместных сведений: имя, фамилия, должность. В XVI-XVII веках визитками уже пользовались горожане Венеции и Флоренции. Первая печатная визитная карточка обнаружена в Германии и относится к 1786 году.
Во времена правления просвещенной немки Екатерины Великой, насаждавшей во дворе европейские правила этикета, в среде русского дворянства появились первые визитные карточки. Тогда визитки, главным образом, играли не столько практическую, сколько эстетическую роль. Наличие визитки указывало на классовую принадлежность ее хозяина, а уровень роскоши ее дизайна – на положение владельца внутри иерархии привилегированного класса. Дворянин оставлял свою визитку другому дворянину, выказывая свое вежливое расположение, или даже симпатию. Визитки того времени было принято украшать родовыми гербами и виньетками. Особо важные персоны заказывали визитные карточки у прославленных художников. Предпочтение отдавалось вычурному и изысканному рисунку со множеством мелких деталей. Так, например, визитку президента Императорской академии художеств И. И. Бецкого, украшал амур, парящий в небе над овальным, осененным лавровой ветвью, щитом, поле которого оставлялось незаполненным для автографа. Но не все современники Екатерины разделяли ее любовь к пышности. Сохранившаяся и по сей день, визитная карточка известного драматурга Фонвизина украшена простой рамкой из незатейливого орнамента.
В 19 веке идет тенденция на упрощение и унификацию визитных карточек, они становятся лаконичными: "Ивановъ" – коротко и ясно. Устанавливаются стандарты размеров – разные для женских и мужских карточек.
Во время бурного развития экономики Российской империи 60-х годов XIX века, визитки перестают быть привилегией дворян. Их начинают использовать представители крупной и мелкой буржуазии. Тогда же получают распространение первые рекламные карточки, аналогичные современным. Демократизация визитки, вход ее в жизнь небогатых слоев населения внесла разнообразие в манеру исполнения визитных карточек, в их дизайн. Визитки становятся доступны – теперь их можно заказать в книжных и табачных лавках, а также в типографиях, тем не менее, некоторые все еще предпочитают карточки ручной работы. Ведь, с одной стороны, визитки начинают использовать и те, для кого услуги типографии не по карману, а с другой - остаются надменные дворяне, которым просто необходимо, чтобы их визитные карточки были «круче», чем у торговцев. Представители верхушки общества начинают соперничать друг с другом в оригинальности оформления визитных карт, и заказывают их у знаменитых художников того времени. Даже сложно представить, сколько могли стоить визитки работы Бенуа или Бакста, ведь оба мастера были признаны еще при жизни. Так, в конце XIX века наступает новый расцвет визитки, как вида искусства. Рождаются новые стили оформления карточек, разные шрифты, используется цветная бумага, золочение обрезов, золотое и серебренное тиснения, вырубка, конгрев. Все чаще и чаще начинают встречаться двойные визитки-раскладушки, модные в Европе. Появляются даже специальные конвертики для особо изысканных экземпляров. То есть, визитная карточка становится носительницей престижа своего хозяина, она уже не столько называет его, сколько кричит о его богатстве высоком положении в обществе.
В бурное время становления советской власти, обществу становится не до визиток, они используются лишь на верху и, в то же время, по мнению партийного руководства, являют собой «пережиток прошлого». Фамилия владельца наперекор европейским стандартам теперь пишется над именем. Украшения, рисунки и какой бы то ни было намек на изысканность в оформлении визитки не только не приветствуются, но и могут послужить причиной неодобрения и даже насмешек.
По большому счету визитка вернулась в Россию во времена Перестройки вместе с частной собственностью и рыночными отношениями. Сегодня рынок визитных карт так же разнообразен как и в 19 веке. Даже не смотря на техногенность и высокую информатизацию современного общества, визитка остается наиболее распространенным и удобным способом сообщить контактеру необходимую информацию о себе. Для делового человека оказаться на встрече без визитки – это довольно неловкая ситуация, так что, надеемся, визитная карточка у вас уже есть.
Обмен визитками ведётся строго по ранжиру, начиная с самых высокопоставленных членов делегации. Если партнёры находятся на одном должностном уровне, первым вручает визитную карточку младший по возрасту. Если Вы встречаетесь в Вашем офисе, этикет обязывает Вас первым вручить визитку, так как хозяева делают это первыми. Вручая визитку, произнесите свою фамилию вслух, чтобы партнёр мог без ошибок её произносить.